Эстония. Таллинн. Город доброжелательных и гостеприимных людей.

С самого детства я слышала рассказы родителей об их путешествии по красивой, чистой и такой независимо-гордой Прибалтике. Меня трехлетнуюю даже брали с собой. Это поразительно, но я до сих пор помню коптильню и запах рыбы. И то, что мне так и не дали попробовать рыбы. Правда, на этом мои воспоминания и заканчиваются.

Мои воспоминания о мае 2007

Знаешь, каждую ночь я вижу во сне море…

Спустя десятилетия уже в более осознанном возрасте я решаю повторить свое путешествие в Эстонию. Мы заказываем гостиницу в Таллинне и делаем эстонскую визу через агентство за неимением времени бегать в посольство. Мы из последних, кому успевают дать визу в Таллинн. Нам страшно («спасибо» нашему ТВ), но русские не отступают. Хотя, похоже, не все: мы едем в пустом фирменном чистеньком поезде. Многим не успевают сделать эстонскую визу, большинство отказывается от поездки. Больше поездов на Таллинн в апреле не будет. Ночь. Доброжелательные таможенники. Сначала российские, потом эстонские. С таможенниками — собака. У лабрадора на фирменной жилетке на груди – жетон с именем. Деловая такая – на службе как никак. Смешно. При этом с эстонскими таможенниками мы не шутим, начитавшись об их серьезности.

Чистенький ж/д вокзал. 30 минут нервотрепки и прогулок вдоль перрона вперед и назад — нет встречающих нас людей. Постепенно вокзал пустеет и остается только 1 таксист, держащий табличку с написанными латиницей 2 фамилиями и мы. Подхожу и еще раз вчитываюсь в фамилии. Да не может быть. Спасибо одна из фамилий как-то созвучна прочитанному. Ура.

5 минут на машине – и мы в гостинице Meriton Old Town Hotel. Гостиница расположена в центре Старого города. Везение чистой воды! Мы бронировали совсем другой отель, причем группа должна была быть большой. Но из-за непереносимых трений между нашими странами нас приехало только двое. И по какой-то причине нас переселили в старый отель, двери свои открой... Любимая Жанна Агузарова. Удача улыбнулась нам.

Эстония. Таллинн. Город доброжелательных и гостеприимных людей.

Гостиница находится в старинном невысоком круглом здании, раньше здесь была мельница. Вежливый и улыбчивый персонал. Уютные чистенькие номера. Вид из окон – на ратушу Оливисте. До моря минут 7 пешком. На первом этаже расположено кафе «Мадмуазель», в котором делают выпечку – пальчики оближешь – всякие булочки, круассаны и пирожные. Распечатками с информацией о городе мы запаслись заранее (о, Интернет!). Мы приехали в Таллинн в воскресенье рано утром. Информационный центр в Старом городе закрыт только один день в неделю – угадали в какой? — в воскресенье. Поэтому попадаем в Инфо только в понедельник. Большинство музеев закрыто в понедельник и во вторник. Берем бесплатную карту Старого города на ресепшн в отеле. Меняем деньги на эстонские кроны в обменных пунктах в центре города (принимают и рубли, и евро).

С погодой повезло – хмурым был лишь один день, в остальные дни светило яркое солнце. Правда, было прохладно и дул сильный ветер – море рядом, но дождь ни разу не пошел. Быть в Эстонии и ни разу не попасть под дождь – везение чистой воды! Мне везет в поездках. Да и улыбчивые эстонцы создавали отличное настроение. Первый день ходим пешком по брусчатке Старого города с путеводителем и картой в руках, останавливаясь буквально у каждого здания… сказка!  В городе много американцев, итальянцев, немцев… ну понятно – для них в Таллинн въезд безвизовый, а город относительно недорогой. После Москвы, похоже, любой город кажется нам недорогим. В городе много полиции, но они спокойные и доброжелательные. После России  сильно бросается в глаза, что на улице нет курящих (2007 год, замечу на полях). В барах и кафе курят. Развенчиваем для себя миф о «страшных эстонских девушках». Нормальные девушки. Много красивых. Но главное – они внутренне очень раскованы. А это притягивает намного сильнее внешней красоты, о которой у каждого свое представление.

В первые дни у нас была только пешеходная прогулка – по карте разобраться нетрудно. Сразу с утра бежим от гостиницы к Балтийскому морю. Берег. Порт. Корабли. Концертный зал на берегу моря. Музыку слышно на улице — это уже проверили вечером. Тяжелое свинцовое небо, темное холодное море, сильный ветер, запах соли…

Эстония. Таллинн. Город доброжелательных и гостеприимных людей.

Нагулявшись, сели в уютной кафешке — так мы положили начало традиции на завтрак, обед, ужин и полдник (!) каждый день проверять новую кафешку, бар или ресторан. В Таллинне с этим все просто отлично – кормят вкусно, сытно и недорого. Рестораны от индийских до украинских. Можно выпить вкусный кофе в дном из многочисленных уютных заведений или сытно-сытно отужинать чего-нибудь мясного в ресторане Olde Hansa – при свечах, в темноте, за дубовыми столами, наслаждаясь тем, как вкусно и красиво описано в меню каждое блюдо!  В городе много ресторанов, баров (пробовали местное пиво) и кафе (шоколад и выпечка сказочно таяли во рту!) на любой вкус. Пешие прогулки перемешались с посиделками в кафе и ресторанах. Отдельно хочется сказать о еде. В Таллинне очень вкусный хлеб (с тмином?.. сладковатый или терпкий?.. Не передать. Ешь – и еще хочется. Очень люблю эстонский солоноватый творог и вообще всю их молочную продукцию… Эээх… ну вот. Алкоголь в магазинах было запрещено продавать до 2 мая. Магазины были попросту закрыты, но в барах свободно продавали пиво и напитки покрепче, а в гостинице «как сувенир», правда за двойную цену, мы приобрели Vana Tallinn – известный ликер, который можно добавлять в чай или кофе.

От морских ворот и башни «Толстая Маргарита» — на нее можно подняться, пройдя через Морской музей, идем к ратуше Оливисте. Высота 123  метра. Поднимаемся на самый верх по крутым ступеням и узкой лестницы. Наверху сильный ветер: на углу смотровой площадки возникает ощущение, что несколько соленых от морской соли ветров нас рвали на части! Вид шикарный – сразу сориентировались, с какой стороны море, где современные высотки, и как расположен Старый город: он маленький – не больше 1% от территории всего современного Таллинна. Конечно, идем на Ратушную площадь. За Ратушей есть небольшой интересный музей фотографии.

Ратушная площадь… На ней задерживаемся на неопределенное время. Каждое здание – уникально. Каждый камень под ногами – история. Каждая башня, каждое здание в городе впечатляет: башни «Длинный Герман», «Кик-ин-де-Кёк», Замок Тоомпеа, Собор Александра Невского, Домский собор… Все лучше увидеть воочию, ничьи рассказы не передадут того ощущения, что вы испытаете сами, гуляя по Таллинну, взирая на город со смотровых площадок – сверху открывается красивый вид. Все чистенько, аккуратно… Особенно интересно гулять ночью, когда весь город в огнях. Мы гуляли ночь и нам не было страшно! Конечно, это неблагодарное занятие – просто перечислять здания и церкви, которые запомнились. Просто покупаешь путеводитель и карту… или гуляешь без цели по городу и бесконечно наслаждаешься каждым открывающимся тебе видом – будь то вид со смотровой площадки в Тоомпеа на пруд Шнелли или прогулка по улочкам Длинная нога и Короткая нога, средневековые стены Старого города или здание Национальной оперы. Или оригинальные сувенирные лавочки.

Эстония. Таллинн. Город доброжелательных и гостеприимных людей.

На 3-й день мы договорились с гидом об индивидуальной экскурсии. С эстонским водителем мы поехали в район Пириту и за пределы Таллинна. Из хмурого и свинцового, небо превратилось в ярко голубое и высокое. Мы съездили на море, где пляж, сосны, белый песок, где окнами на море выходят дома и много зелени…насобирали ракушек, надышались морским воздухом, послушали чаек… позагорали на ярком солнце…

Посетили шикарный парк Кадриорг (Екатерининская аллея в переводе), в котором Петр I построил для любимой жены Екатерины дворец. Парк по-королевски красив. В центре парка зеркальный лебяжий пруд с ротондой посередине. Дворец. 3 неоштукатуренных кирпича в стене дома, которые якобы заложил сам Петр. Много фонтанов, зелени, дорожки, аллейки. Зайти во дворец не получилось – 1 мая  все музеи были закрыты. Посидели в уютном кафе за круглым столиком с зажженной свечкой, доброжелательная девушка в белом передничке (ни слова не говоря по-русски) принесла нам бесконечно вкусный капучино и выпечку… Недалеко от парка Кадриорг, возле моря, установлен памятник таллиннской «Русалке» —  кораблю, который затонул здесь в конце 19 в вместе со всем экипажем. Девушка с крыльями, похожая на  ангела, которая смотрит на море. Красиво. Фотографировали нас эстонцы без проблем – большинство не знает русского, но все улыбались. Никто ни разу не отвернулся и не сделал вид, что не понимает нас. Может, снова везение чистой воды…

Посетили монастырь Святой Биргитты. Были на Певческом поле. В Пирите заглянули в имение Орлова-Давыдкова. Яхты в море. Оценили красоту вида на море, красоту здания и ротонд… и «красоту» надписей, нанесенных на русском языке из баллончиков с краской практически на всех памятниках, которые мы посетили 1 мая, «посвященными» эстонскому правительству… ужас.

Дома за городом с видом на море очень красивые. Окружены условными заборчиками 50 см высотой. Высоток мало, в среднем в домах 3 этажа. В домах много стекла, света, зелени.. очень близко к хай-тек,  но очень уютно…. В последний день собирали на память ракушки, накупили ненужных дорогих сувениров, подышали соленым морским воздухом, позагорали под ярким майским солнышком, вдохнули глоток свободного воздуха Таллинна, еще раз взглянули в улыбчивые открытые лица эстонцев и вернулись в домой.

Эстония. Таллинн. Город доброжелательных и гостеприимных людей.

Вместо заключения. Таллинн. Моя сказка.

В интернете много отзывов про Таллинн. Я не добавила ничего существенно нового. Но мне хотелось написать, что «особенное отношение» к русским в Эстонии – это миф! Мы гуляли по городу круглые сутки, было спокойно, тихо и доброжелательно. А наши родственники, после каждого очередного выпуска новостей российского ТВ, звонили и писали бесконечные смс типа «у вас все хорошо?» и «вы живы?!».. Когда мы вернулись из Эстонии, мои друзья, не сговариваясь, часто повторяли «ты прошла Эстонию..» разве я была в горячей точке? Да там тихо и спокойно! Ни у кого и в мыслях не было обижать нас, нам все улыбались, были сама любезность… да, они не знают русского. Хотя почему они должны его знать? Я же не знаю эстонского. Эстонцы общались с нами на английском, если не понимали– объясняли разве только что не на пальцах. Искренне пытались что-то понять на русском и улыбались. И ни разу – ни одного раза! — никто и вида не подал, что я русская и со мной не будут общаться или что меня не понимают. Было много отзывчивости и улыбок.

Мир всего лишь отражает наш внутренний настрой. Моя любовь к путешествиям и новым местам светит мне ярко.

P.S. Я рада, что у меня в жизни была еще и эта сказка. Отдельное огромное спасибо всем эстонцам, с которыми я познакомилась на форумах и которые щедро делились опытом и ссылками. Паша, тебе отдельное спасибо за приглашение. Если бы не твоя уверенность, мы бы вряд ли решились приехать в вашу замечательную страну.  Engvar, спасибо за море полезной информации и ссылок про Таллинн.