«Не приходи ко мне, клиент». Практика эмоционально-образной терапии

В моей практике много клиентов, которые приходят не в длительную терапию, а в краткосрочную — за решением конкретных, порой небольших задач, требующих от 1 до 5 встреч. Зачастую это запрос на поиск предназначения. Несмотря на то, что за этим словом для каждого скрывается что-то свое, чаще всего клиенты хотят найти любимое дело.

Но найти его — это полдела. Самое важное начинается позже, когда наступает пора сделать выбор в пользу нового: кардинально изменить свою жизнь, уволиться со стабильной работы, столкнуться с критикой друзей и близких, испытать собственные сомнения… И даже если вы справитесь с первыми препятствиями, вас будут ждать новые: заявить о себе во всеуслышание в соцсетях, писать посты и читать комментарии, заниматься продвижением, брать деньги с клиентов без неловкости и ощущения самозванца…

В моей практике было достаточно много клиентов, которые после 30 лет осознанно начали заниматься любимым делом, развивали свой бизнес и вдруг перед встречами с клиентами отлавливали у себя состояние, которое я вынесла в название статьи: «Не приходи, ко мне клиент». Именно такую фразу мысленно проговаривала в ожидании учеников одна моя клиентка — востребованный репетитор английского языка, занимавшаяся любимым делом.

На примере работ на одну и ту же тему с тремя клиентками я показываю, как эмоционально-образная терапия помогает обычным людям, далеким от психологии, решать жизненные задачи за одну-две встречи. Рассказываю, как наши детские решения и проблемы влияют на то, как мы ведем себя во взрослой жизни. Это возможно — справиться с неосознанным страхом и работать в спокойном состоянии, на радость не только клиентам, но и себе.


«Не приходи ко мне, клиент»

На примере трех аналогичных случаев я разбираю конкретные ситуации. Три женщины занимаются любимым и востребованным делом, но по непонятной для них причине перед каждой встречей с клиентами они испытывают нежелание работать и внутренний саботаж.

В результате краткосрочной работы методом эмоционально-образной терапии состояние каждой изменилось и появился устойчивый результат. Перед встречей с клиентами появилось желание работать, состояние уверенное и спокойное.

1 кейс.

Женщина, 35 лет, репетитор английского языка. Занимается частной практикой последние два года, ушла из работы по найму. Занимается любимым делом, стабильный заработок, есть очередь из клиентов.

Но при этом клиентка призналась, что перед встречей ловит себя на мысли «Не приходи ко мне, клиент». Студенты стали часто отменять и переносить занятия. Призналась, что при отмене занятий она испытывает облегчение и радость.

Предлагаю ей представить, что через пару минут ей предстоит урок. Что вы чувствуете? На что похож этот образ?

Клиентка говорит, что это похоже на зажим и металлическую конструкцию в области челюсти и горла.

При идентификации с образом выясняем, что зажим появился в районе 5 лет, чтобы не говорить о том, чего она на самом деле хочет. Вспоминает папины слова «много хочешь, мало получишь».

Говорить о своих желаниях было нельзя. А теперь клиентка не может поверить, что она может заниматься любимым делом — тем, о котором мечтала, да еще так легко на этом зарабатывать деньги.

Клиентка разрешает металлической конструкции выразить все чувства, которые в ней заключены. Выходило очень много разных чувств: обида на папу, сдерживаемые слезы, гнев.
После этого клиентка почувствовала облегчение в груди и в челюсти.
От чего вы отказались, когда приняли это предписание от папы?

От радости, творчества, желаний и своих «хочу».
На что это похоже?
На маленькую девочку 5 лет, которая точно знает, чего хочет и может об этом говорить.

Принять образ внутреннего ребенка в этой сессии сразу не получилось (это нормально), но зато пятилетняя девочка в зоне свободного воображения клиентки прижималась к ней, держала её за руку, была рядом.

Состояние клиентки изменилось, стало много энергии, ощущался подъем и творческое состояние.

В конце сессии мы провели проверку: представьте теперь, что вам предстоит встреча со студентом, что вы чувствуете?

Клиентка ответила, что желание работать, интерес и воодушевление — причем ей сразу пришло много новых нестандартных идей.

Спустя месяц клиентка подтвердила, что результат устойчивый, она перестала перед сессией мысленно «просить учеников не приходить», хотя изначально у нее были сомнения.

Еще клиентка отметила удивительный для нее момент: неожиданно ей позвонил папа, с которым у нее прохладные формальные отношения, и интересовался, как у нее дела. Дальше это уже отдельная работа, связанная с отношениями с отцом.

2 кейс.

Женщина, 36 лет, свой кабинет массажа. Уже во время предварительной беседы с клиентами по телефону начинает ощущать усталость и перед встречей мечтает «хоть бы все отменилось».

Начинаем с моделирования ситуации. Представьте, что вам звонит клиент, чтобы договориться о встрече. Что вы чувствуете? Что происходит в теле?

Клиентка говорит, что что-то сжимается в груди, это похоже на кусок пластика, он мешает свободно вдохнуть и сжимает грудь.

При работе с этим образом выходим на изолированные чувства. При идентификации выясняем, что клиентка на месте этого пластика чувствует себя ребенком, которому нельзя делать то, что он хочет, а точнее — нельзя заниматься «ничегонеделанием». Нужно быть все время при деле.

Кто так говорил? Мама.

В итоге мы вышли еще и на то, что клиентка — многодетная мама — хочет отдохнуть, расслабиться, но вынуждена постоянно работать, чтобы оплачивать аренду кабинета.
Образ разрешения отдыхать, когда она хочет, который себе вернула клиентка — это образ поляны с цветами. Приняв его, клиентка расслабилась и вспомнила, как же давно она не отдыхала и не посвящала время себе.

После нашей работы клиентка решила взять себе неделю отдыха и временно закрыть кабинет. Спустя время клиентка сказала, что у нее началась новая волна в работе с клиентами без внутреннего сопротивления и усталости. А также она по-другому стала общаться с детьми, помня о своих потребностях.

3 кейс.

Женщина, 30 лет, начинающий психолог.

Перед встречей с очередным клиентом ощущает себя маленькой несчастной девочкой.

Она сразу описала как выглядит эта малышка и идентифицировалась с ней. Ей 4-5 лет, она не может ошибаться, должна все делать безупречно. Так говорила мама.

Как вы чувствуете это предписание?
Это рамка, которая ограничивает энергию. Я всегда должна быть в рамках приличия, соблюдать правила, быть «приличной» как говорила мама.
Это была очень эмоциональная сессия — было пролито много слез, выражено много гнева, разрешено маленькой девочке не соблюдать правила приличия и ошибаться.

Энергия, которую она подавляла — это энергия спонтанности, творчества и детской радости. Образ этой энергии — яркий фейерверк.

Клиентка приняла эту энергию и меня поразила скорость изменения состояния: еще час назад передо мной сидела несчастная женщина, а теперь — воодушевление, планы, идеи, уверенность.

Проверка подтвердила желание клиентки развавать свою психологическую практику.


В каждом из трех описанных случаев мы шли от конкретной ситуации и через чувства выходили на родительское предписание, которое клиентки приняли в детском возрасте. Дальше клиентки выражали чувства, давали поддержку и необходимые разрешения внутреннему ребенку и из нового состояния принимали новое решение.

Давать гарантии в работе с психологом дело неблагодарное и писать, что у вас будет такой же результат, я не буду. Моей целью было показать эффективность краткосрочной работы методом эмоционально-образной терапии. А также подтвердить  на конкретных примерах, что изменения в жизни клиенток носят устойчивый характер.

Кейсы размещены с согласия клиентов.

Автор — Наталия Шатухо, эмоционально-образный терапевт.

Если вам нужна моя помощь, пишите.
Мои контакты:
Skype natariga2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *